ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об отходах производства и
потребления
Принят Государственной Думой 22 мая 1998 года
Одобрен Советом Федерации 10 июня 1998 года
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы
обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения
вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье
человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в
хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья,
материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые
образовались в процессе производства или потребления, а также товары
(продукция), утратившие свои потребительские свойства;
опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие
опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью,
высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных
болезней, либо которые могут представлять непосредственную или
потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека
самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;
обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы,
а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию,
транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в
целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему
использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания
вредных веществ в окружающую природную среду;
использование отходов - применение отходов для производства товаров
(продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и
обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях
предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и
окружающую природную среду;
объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение,
предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище,
хвостохранилище, отвал горных пород и другое);
трансграничное перемещение отходов - перемещение отходов с территории,
находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через
территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район,
не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что
такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух
государств;
лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов
конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на
установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической
обстановки на данной территории;
норматив образования отходов - установленное количество отходов
конкретного вида при производстве единицы продукции;
паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов
к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об
их составе;
вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в
соответствии с системой классификации отходов.
Статья 2. Правовое регулирование в области обращения с отходами
1. Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется
настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с выбросами
вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты
регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Статья 3. Основные принципы государственной политики в области обращения с
отходами
Основными принципами государственной политики в области обращения с
отходами являются:
охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного
состояния окружающей природной среды и сохранение биологического
разнообразия;
научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов
общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
использование новейших научно-технических достижений в целях реализации
малоотходных и безотходных технологий;
комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения
количества отходов;
использование методов экономического регулирования деятельности в области
обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их
в хозяйственный оборот;
доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к
информации в области обращения с отходами;
участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области
обращения с отходами.
Статья 4. Отходы как объект права собственности
1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья,
материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров
(продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на
основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об
отчуждении отходов.
3. Собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в
собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право
владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого
лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с
опасными отходами.
4. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены
им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в
собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный
участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может
обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или
совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность
в соответствии с гражданским законодательством.
ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ
С ОТХОДАМИ
Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области
обращения с отходами
К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами
относятся:
разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации в области обращения с отходами;
проведение в Российской Федерации единой государственной политики в
области обращения с отходами;
осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации
в области обращения с отходами;
организация и осуществление государственного контроля и надзора за
деятельностью в области обращения с отходами;
определение компетенции специально уполномоченных федеральных органов
исполнительной власти в области обращения с отходами;
разработка, утверждение и реализация федеральных целевых программ в
области обращения с отходами;
лицензирование деятельности в области обращения с опасными отходами;
установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований
безопасного обращения с отходами;
осуществление мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения
с отходами;
организация государственного учета и отчетности в области обращения с
отходами;
обеспечение населения информацией в области обращения с отходами;
определение порядка ведения государственного кадастра отходов и
организация его ведения;
обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного
использования отходов и уменьшения их образования;
осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области
обращения с отходами;
осуществление иных предусмотренных законодательством Российской Федерации
полномочий.
Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с
отходами
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с
отходами относятся:
обеспечение проведения государственной политики в области обращения с
отходами;
осуществление правового регулирования в области обращения с отходами в
соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за
осуществлением такого регулирования;
проектирование и строительство объектов размещения отходов, а также
объектов использования и обезвреживания отходов;
определение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
области обращения с отходами и компетенции данных органов;
организация и осуществление государственного контроля и надзора за
деятельностью в области обращения с отходами;
проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении
обращения с отходами;
разработка и реализация региональных целевых программ в области обращения
с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных целевых программ
в области обращения с отходами;
обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного
использования отходов и уменьшения их образования;
обеспечение населения информацией в области обращения с отходами;
участие в ведении государственного кадастра отходов;
участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области
обращения с отходами;
иные полномочия в области обращения с отходами, не отнесенные к
полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами.
Статья 7. Специально уполномоченные федеральные органы исполнительной
власти в области обращения с отходами
Специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в
области обращения с отходами являются федеральные органы исполнительной
власти, на которые в установленном порядке возложено выполнение задач и
функций государственного управления в области обращения с отходами.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с
отходами
Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в области
обращения с отходами в пределах полномочий, предоставленных им
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации.
ГЛАВА III. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ
Статья 9. Лицензирование деятельности по обращению с
опасными отходами
1. Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию.
Обязательным условием лицензирования деятельности по обращению с опасными
отходами является соблюдение требований охраны здоровья человека и охраны
окружающей природной среды.
2. Порядок лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами
определяет Правительство Российской Федерации.
Статья 10. Требования к проектированию, строительству, реконструкции,
консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных
объектов
1. При проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и
ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в
процессе эксплуатации которых образуются отходы, граждане, которые
осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), и
юридические лица обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные
законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей
природной среды и здоровья человека;
иметь техническую и технологическую документацию об использовании,
обезвреживании образующихся отходов.
2. Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий,
зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана
с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения
государственной экологической экспертизы.
3. При проектировании жилых зданий, а также предприятий, зданий, строений,
сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются
отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких
отходов в соответствии с установленными правилами, нормативами и
требованиями в области обращения с отходами.
Статья 11. Требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений,
сооружений и иных объектов
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации
предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с
обращением с отходами, обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные
законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей
природной среды и здоровья человека;
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на
размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических
достижений;
проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях
объектов размещения отходов;
предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области
обращения с отходами;
соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с
отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с
отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей природной
среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических
лиц, немедленно информировать об этом специально уполномоченные
федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления.
Статья 12. Требования к объектам размещения отходов
1. Создание объектов размещения отходов допускается на основании
разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со
своей компетенцией.
2. Определение места строительства объектов размещения отходов
осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и
иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, и при наличии положительного заключения государственной
экологической экспертизы.
3. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия
на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а
также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты
размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей
природной среды в порядке, установленном специально уполномоченными
федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами
в соответствии со своей компетенцией.
4. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или
в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после
окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их
состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по
восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
5. Запрещается захоронение отходов на территориях городских и других
поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных
зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных
объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных
ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза
загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения
горных работ.
6. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов
размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения
отходов осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской
Федерации.
Статья 13. Требования к обращению с отходами на территориях городских и
других поселений
1. Территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от
отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
2. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях
городских и других поселений осуществляют органы местного самоуправления в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Порядок сбора отходов на территориях городских и других поселений,
предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, цветные и черные
металлы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного
самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным
требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья
человека.
Статья 14. Требования к обращению с опасными отходами
1. Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на
окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы
опасности в соответствии с критериями, установленными специально
уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области
обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе
деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить
отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке,
установленном специально уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти в области обращения с отходами.
3. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных
отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных
отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет
Правительство Российской Федерации.
4. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в
процессе которой образуются опасные отходы, может быть ограничена или
запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке
при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для
окружающей природной среды и здоровья человека обращение с опасными
отходами.
Статья 15. Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к
обращению с опасными отходами
1. Лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь
профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами
(сертификатами) на право работы с опасными отходами.
2. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет
соответствующее должностное лицо организации.
Статья 16. Требования к транспортированию опасных отходов
1. Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих
условиях:
наличие паспорта опасных отходов;
наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками
транспортных средств;
соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на
транспортных средствах;
наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с
указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места
назначения их транспортирования.
2. Порядок транспортирования опасных отходов на транспортных средствах,
требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке опасных
отходов и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности
определяются государственными стандартами, правилами и нормативами,
разработанными и утвержденными специально уполномоченными федеральными
органами исполнительной власти в области обращения с отходами в
соответствии со своей компетенцией.
Статья 17. Трансграничное перемещение отходов
1. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их захоронения
и обезвреживания запрещается.
2. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их
использования осуществляется на основании разрешения, выданного в
установленном порядке.
3. Порядок трансграничного перемещения отходов устанавливается
Правительством Российской Федерации.
ГЛАВА IV. НОРМИРОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ И
ОТЧЕТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
1. В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья
человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным
предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в
области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования
отходов и лимиты на их размещение.
2. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами
предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду
специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в
области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие
деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты
нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
4. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и
лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.
5. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области
обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена
в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статья 19. Учет и отчетность в области обращения с отходами
1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие
деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном
порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных
другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают специально
уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области
обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок
статистического учета в области обращения с отходами - специально
уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области
статистического учета.
2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие
деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять
отчетность в порядке и в сроки, которые определены специально
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области
статистического учета по согласованию со специально уполномоченными
федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами
в соответствии со своей компетенцией.
3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие
деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение
материалов учета в течение срока, определенного специально уполномоченными
федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами
в соответствии со своей компетенцией.
Статья 20. Государственный кадастр отходов
1. Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный
классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов
размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях
использования и обезвреживания отходов различных видов.
2. Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской
Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов
определяется Правительством Российской Федерации.
ГЛАВА V. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ
ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 21. Основные принципы экономического
регулирования в области обращения с отходами
Основными принципами экономического регулирования в области обращения с
отходами являются:
уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот;
платность размещения отходов;
экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами.
Статья 22. Программы в области обращения с отходами
1. В целях планирования мер по уменьшению количества отходов, их
использованию, обезвреживанию и размещению с учетом состояния окружающей
природной среды, а также уровня социально-экономического развития
территорий федеральные органы исполнительной власти и органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают
соответственно федеральные целевые программы и региональные целевые
программы в области обращения с отходами.
2. Финансирование программ в области обращения с отходами осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации.
Статья 23. Плата за размещение отходов
1. Плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей
и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Базовые нормативы платы за размещение отходов определяет Правительство
Российской Федерации.
3. Дифференцированные ставки платы за размещение отходов устанавливают с
учетом экологической обстановки на соответствующих территориях на
основании базовых нормативов платы за размещение отходов в соответствии с
законодательством Российской Федерации органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации по согласованию со специально
уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области
обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Статья 24. Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с
отходами
1. Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с
отходами осуществляется посредством:
понижения размера платы за размещение отходов индивидуальным
предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в
процессе которой образуются отходы, при внедрении ими технологий,
обеспечивающих уменьшение количества отходов;
применения ускоренной амортизации основных производственных фондов,
связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.
2. Меры экономического стимулирования деятельности в области обращения с
отходами осуществляются в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
ГЛАВА VI. КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 25. Государственный контроль за деятельностью в
области обращения с отходами
1. Государственный контроль за деятельностью в области обращения с
отходами осуществляют специально уполномоченные федеральные органы
исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со
своей компетенцией и органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
2. Государственный контроль за деятельностью в области обращения с
отходами включает в себя:
контроль за выполнением экологических, санитарных и иных требований в
области обращения с отходами;
контроль за соблюдением требований к трансграничному перемещению отходов;
контроль за соблюдением требований пожарной безопасности в области
обращения с отходами;
контроль за соблюдением условий осуществления деятельности по обращению с
опасными отходами на основании соответствующих лицензий;
контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами;
контроль за соблюдением требований и правил транспортирования опасных
отходов;
контроль за выполнением мероприятий по уменьшению количества отходов и
вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных
источников сырья;
контроль за достоверностью предоставляемой информации в области обращения
с отходами и отчетности об отходах;
выявление нарушений законодательства Российской Федерации в области
обращения с отходами и контроль за принятием мер по устранению таких
нарушений;
привлечение в установленном порядке виновных индивидуальных
предпринимателей и юридических лиц к ответственности, применение штрафных
санкций, предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного окружающей
природной среде и здоровью человека в результате нарушения
законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
3. Решения органов, осуществляющих государственный контроль за
деятельностью в области обращения с отходами, могут быть обжалованы в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 26. Производственный контроль в области обращения с отходами
1. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с
отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за
соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области
обращения с отходами.
2. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с
отходами определяют юридические лица, осуществляющие деятельность в
области обращения с отходами, по согласованию со специально
уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области
обращения с отходами.
Статья 27. Общественный контроль в области обращения с отходами
Общественный контроль в области обращения с отходами осуществляют граждане
или общественные объединения в порядке, предусмотренном законодательством
Российской Федерации.
ГЛАВА VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 28. Виды ответственности за нарушение
законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами
Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской
Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами
влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или
гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Статья 29. Исковые требования об ограничении, о приостановлении или о
прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства
Российской Федерации в области обращения с отходами
1. Исковые требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении
деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства
Российской Федерации в области обращения с отходами, рассматриваются судом
или арбитражным судом в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
2. Исковые требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении
деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляемой с нарушением
законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами,
рассматриваются судом.
ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 30. Вступление настоящего Федерального закона в
силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Статья 31. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с
настоящим Федеральным законом
Нормативные правовые акты Российской Федерации подлежат приведению в
соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации Б.Ельцин
Москва, Кремль 24 июня 1998 года N 89-ФЗ
|